понедельник, 14 октября 2013 г.

Девальвация? Не дождетесь!

Уже на выходе из «Борисполя» меня окликнул старый товарищ Женя, которого я знаю еще с детства. «Я как раз собирался тебе звонить», - заявил он после того, как мы обнялись и пожали друг другу руки.  Оказалось, что его интересует мое мнение относительно судьбы гривны.  Кругом-де слухи о скором обвале, каких-то страшных цифрах на обменниках и дефиците доллара. Я уже привык с наступлением осени получать звонки с подобными вопросами. Привык и отвечать на них. 

Я далек от апокалиптических прогнозов. И абсолютно уверен, что с курсом гривны нынешней осенью ничего не случится. Прежде всего, потому, что для Украины, так уж сложилось, курс доллара является больше политическим вопросом. Когда-то давно ключевых лиц государства убедили в том, что ощущение стабильности социума формируется двумя основными параметрами: курсом гривны к доллару и ценой на газ. Причем вклад первого в это самое ощущение не меньше 60%. 

Даже незначительные  -  в 1% - колебания курса гривны относительно существующего индикатива, который я оцениваю в 8,15, вызывают в обществе приступ паники. Это привычка, выработанная годами. Стандартная линия поведения, которая не дает сбоя. Особенно осенью, когда девальвационные ожидания достигают пика. В Европе, например, корректировки курса, даже более значительные, остаются незамеченными. Похолодание на пару градусов вызывает куда больше интереса, чем трехпроцентное проседание евро относительно доллара на форексе. Там никто не живет в долларе, японской иене  или юане. 

Если посмотреть правде в глаза, выяснится, что Украина плавно, но уверенно, вошла в предвыборный процесс. Еще чуть больше года и мы по уши влезем в предвыборную гонку. Пока же нам слышны отголоски. Но и их достаточно, чтобы руководство страны с удвоенными усилиями взялось защищать чувство стабильности электората. 

Нынче НБУ, как никогда жестко, буквально в ручном режиме контролирует процесс. Причем делает это, как ни смешно это звучит, административными мерами. Нет, я не к тому, что вся ответственность за стабильность гривны лежит на Нацбанке. А к тому, что сегодня регулятор, например, мгновенно пресекает любые попытки раскачать валютный рынок. Сегодня просто не существует силы, которая могла бы это сделать. 

Да и у доллара все не благополучно. Только за последний год США «напечатала» триллион долларов. Формально, это дает нам такой резерв для «печатания» денег у нас… Конечно, не в эквиваленте триллиона долларов, но сумма внушительна и исчисляется в процентах от существующей денежной массы.  Впрочем НБУ, слава богу, проводит жесткую монетарную политику с точки зрения сдерживания инфляционных процессов.  

И я абсолютно уверен, что ничего с гривней нынешней осенью не случится. И все эти слухи о скоропостижной кончине национальной валюты играют на руку только посредникам и валютным спекулянтам. 

Между тем, я остаюсь убежденным сторонником плавной девальвации гривни. Как и год, и два назад, я считаю, что национальную валюту просто необходимо обесценивать. Плавно – в пределах 0,5-1% в месяц, - девальвировать до отметки 8,4. И этим стимулировать экспорт. Эффект, который в перспективе может быть получен от такой меры куда ценнее ощущения стабильности от железобетонного курса. Ведь речь идет о росте ВВП, производства, рабочих местах. 

Я не вижу какого-то грандиозного позитива в экономике страны. Равно как и большого негатива. Но уверен, что сегодня – время перспектив, которое ограничивается только настроениями общества. Для тех, кто мыслит позитивно, препятствий нет. Сегодня самое удачное время для всего, что вы хотели начать. Я убежден, что все начатое сегодня обречено на успех.