пятница, 19 июля 2013 г.

I’m Iron Man!!!

Я не могу вспомнить, когда впервые решил, что хочу преодолеть Ironman. Совсем недавно беседовал со Светой Шмидт и она уверенно сказала, что еще в 2009 году на сборах в Киргизии я говорил, что хочу этого. Но сам я в этом вовсе не уверен. Зато я точно знаю, что впервые за долгое время я абсолютно счастлив и доволен своим спортивным результатом. 

Вот так, чтобы без тени сомнений, в последний раз я был доволен результатом 9 октября 2009 года, когда финишировал в Чикаго с личным рекордом 2:42,47. Тогда я был буквально окрылен, хоть и не смог выполнить задачу максимум: выбежать из 2:40. Нынче же все задачи, от самой простой, до самой сложной, мне удались в полной мере. И это делает меня по-настоящему счастливым. 

Подготовка к Ironman
Должен признаться, что перед стартом мне было действительно страшно. Я даже позволил себе, что раньше считал своим персональным табу, признаться нескольким людям в своем страхе. Думаю, что этим я пытался психологически разгрузиться, поделиться им с другими и хоть немного снять с себя давление. Конечно, те, кто оказывался «по ту сторону», неизменно отвечали снисходительным дружеским «Да ладно, не парься», напоминая, что, в конце концов, делаю это я для себя. Поводов переживать было много. Больше обычного. Я никогда до сих пор не принимал участие в полной дистанции ironman, а за плечами было всего девять месяцев подготовки. Но больше всего я переживал за велоэтап, ведь до этого старта моим максимумом на вело были 135 км. В финальной стадии подготовки я дважды обновлял рекорд продолжительности велотренировки. Первый раз со 116 до 118 километров. Впрочем, это было сугубо техническое улучшение: в момент, когда я завершил запланированные 116 километров, оставались еще десять минут запаса времени и я из принципа, скорее ради рекорда в календаре, накрутил еще два километра.  Второй раз – во время тренировки с ветеранами, когда мы проехали 135 километров. Тогда мы серьезно замучились: нарезать такую дистанцию в районе Киева не так просто. Мы объехали все, что только могли. Стартовали с моста Патона, поехали в Обухов, оттуда в Вышгород, потом на дамбу, затем на дачу к Президенту, вернулись в город и на выходе всего 135 километров. 135, а не 180, которые нужно проехать во время Ironman
За день до старта.

Я в самом деле очень сильно боялся. До того, что накануне гонки даже побоялся признаться вслух моим друзьям, что основная задача – завершить дистанцию внутри десяти часов.  Десять часов для ironman – та самая линия, которая отделяет обычных «железных людей» от быстрых. На некоторых стартах quick racers получают шапочки другого цвета, их ставят на старт с профессионалами. Если совсем просто, это означает, что ты «ваще» крутой. Даже круче просто крутых, на которых с завистью поглядывают остальные.  Так что моей, скорее даже мечтой, а не задачей, робкой надеждой, были эти самые 10 часов. Простой математический подсчет, основанный на результате, который я показал пятью неделями ранее на половине ironman в Коне, показывал, что шансы есть. Простое умножение на два моего тогдашнего результата давало на выходе 10:26. Однако во Франкфурте климат куда более подходящий, так что по моим прикидкам уложиться в 10 часов вполне можно было. Но «математические» методы в таких случаях – не самый надежный способ оценить свои возможности. Особенно, когда ты делаешь это впервые. 

Возможно, с оглядкой на вышесказанное, я преувеличиваю, но вечером накануне старта во Франкфурте буквально в воздухе висело напряжение. Было ощущение, что все собрались на бой. Редкие триатлонисты,  неспешно потягивающие пивко, в этом контексте смотрелись уникальным исключением. В основном все были сконцентрированы и сосредоточены. Днем раньше было много суеты: я так и не купил ремкоплект к колесу, необычно сложным оказался поиск транзитной зоны, куда нужно было заблаговременно отвезти велосипед… Много суеты было и на старте утром. Но здесь я действовал абсолютно продуманно, стремясь максимально ограничить себе свободное время, чтобы не «перегореть». За 20 минут до старта все было готово. 15, 10, 5 минут, 20 секунд и, наконец, обратный отсчет. То, к чему я готовился девять месяцев началось. 





Установкой на плавание было «не ломиться». Это не так просто, учитывая, сколько адреналина набирается к моменту старта в крови. Немало его и в начале этапа: традиционное месиво из рук и ног, которые то и дело пытаются с тебя что-нибудь содрать, включая самое ценное – чип. Я пытался сравнить эти ощущения со стартом в мотогонках, но тем и рядом не стояли. В первом повороте, где толпа стекается в одну линию, становится вообще туго. В этом хаосе мне все время приходилось напоминать себе о необходимости дышать под обе руки, что нужно растягиваться, что воздух должен слетать с рук. Легче стало лишь через пару сотен метров после первого поворота, когда толпа растянулась. На последних ста метрах народ начинает ускоряться, и мне вновь приходится делать усилие над собой, чтобы сохранить ровный темп. А на выходе из воды меня ждет первый приятный сюрприз: на часах всего 1:05. Плавание – самый сложный для меня этап. В своих оптимистических оценках я рассчитывал на 1:10, понимая, что и на 1:15 нечего обижаться, а тут всего 65 минут после старта.  Это придало мне сил.





200 метров до транзитной зоне по песку, легкая паника в поисках  своего пакета и вот я уже бегу к выходу из транзитной зоны с велосипедом. Еще немного и начинается самое интересное: неизведанные мной доселе 180 километров велоэтапа. И снова я напоминаю себе, что не нужно «ломиться». Задача не из легких, потому что меня один за одним обгоняют, провоцируя «поднажать». Спустя пять километров с десяток велосипедистов попадают в завал: колеса в одну сторону, велосипеды в другую и густой, не слишком оригинальный интернациональный мат. Но я без проблем объезжаю место ДТП. Дальше насквозь через Франкфурт и за город. Первый круг прошел хорошо. Я даже не особенно смотрел на часы – даже по ощущениям ехал очень неплохо для самого себя, лишь фиксируя пятикилометровые отметки: восемь с половиной, девять, девять с половиной минут.  На второй круг я отправлялся с оптимизмом. Позади осталась почти сотня километров, а я все еще чувствовал себя вполне неплохо. Проехали отметку 120 километров. Из меня и еще пары атлетов сложилась группа. Вместе, оно вроде и веселее - чтобы как-то отвлечься, я даже мысленно разговаривал с ними, - но очень рискованно. Гонка раздельная и согласно правил не позволяется ехать ближе, чем в 10 метрах от соперника. Либо обгоняй, либо Penalty Box. О последнем я знаю не понаслышке, поэтому, как только ухо улавливало звук мотора мотоцикла очередного маршала, коих здесь было очень много, я демонстративно перестраивался влево и ускорялся. Примерно за час до завершения велодистанции пришла усталость. Меня обгоняли, но я спасался мыслью, что за оставшееся время далеко они от меня все равно не уедут, а на беговом этапе уж я покажу, почем рубероид в Одессе. Последние 20 километров я откровенно ждал марафона.


Велоэтапом я остался доволен. Все 180 километров проехал ровно, в темпе от семи с половиной до девяти минут, а на финише мне все еще хотелось бежать. Транзитная зона прошла очень быстро: минута 38 секунд. Простое самотестирование, чтобы ничего не забыть (очки, кепка, кроссовки, носки) и я уже бегу марафон. Первый километр остался позади за четыре с половиной минуты. Темп неплохой, который, с учетом уже потраченного времени, вполне позволяет  уложиться в 10 часов на полной дистанции. Но тут маленькая, в прямом и переносном смыслах, проблемка: захотелось в туалет.  Где-то в другой стране она даже не сошла бы за неприятность, но во Франкфурте настоящая проблема. Еще на брифинге перед стартом нас строго предупредили, что каждого, кто будет пойман за справлением большой или малой нужды  в неположенном месте будут безжалостно наказаны пенальти боксом. Туалетов на трассе вроде достаточно, но, видимо, не мне одному понадобилось «припудрить носик». Так, подергав ручку, я пробегаю один туалет, затем второй. Маршал, стоявшая у второй кабинки, крикнула мне уже вдогонку, что до следующего 200 метров. Там оказалось свободно.
На часах, одиноко стоящих на газоне, 6 часов 47 минут. Лидер еще не закончил и у меня в запасе больше трех часов. Марафон в темпе 4:30 за километр - это около трех с четвертью часов на полной дистанции. Вполне можно успеть.

Хорошо, что дистанция марафона была поделена на четыре круга. Так легче психологически. В конце концов, пробежав первый, ту уже точно знаешь, что тебя ждет на всех остальных кругах: знакомы все горки и спуски, повороты… Это гораздо приятней, чем бежать 42,195 из ниоткуда в никуда. Первый круг – 44 минуты, я очень доволен. Второй чуть хуже, но около 45 минут. На третьем темп начал падать, получалось по 4:40 за километр, но и это вполне удовлетворительно с оглядкой на основную задачу. Но тут еще одна закавыка – начало прихватывать икроножку. Ощущение знакомое, которое запросто может закончиться судорогой. На некоторых пунктах питания раздавали какие-то пакетики, напоминающие пакетированный сахар в кафе. Раза с третьего я понял, что это соль. Съел, запив водой. К счастью, это помогло.
В конце третьего круга меня, летящей походкой, обгоняет паренек. Он разворачивается, пробегает десяток метров задом наперед и говорит мне: «Андрей? Иван, приятно познакомиться, я о Вас много слышал» и убегает. 


Три полосочки на руке – так маршалы отмечают количество завершённых кругов, - и начался финальный, четвертый круг. Я глазами ищу тех, у кого столько же отметок, догоняю и обгоняю, ищу следующего. Через три километра последнего круга начинает «вязать» ноги, бежится тяжело, но финишная лента уже совсем рядом. Остается всего ничего: добежать прямик, развернуться, три километра до поворота за мостом, а там всего полторы тысячи метров до финиша. Терплю и бегу, понимая, что мне никак нельзя опускать темп ниже отметки 4:40. 


Пару слов о коле. Я  вообще никогда не пью колу или пепси. А тут, думаю, дай ка попробую. В конце концов, Макка однажды назвал колу «лучшим спортивным напитком». Со второго круга я начал регулярно питаться кока-колой. Вполне приличная штука. И, главное, здорово помогает. 

Ближе к концу четвертого круга снова появляется страх, что может прихватить судорога. Уже сама мысль об этом плохой знак и лучше гнать ее от себя куда подальше. Обычно, когда я бегаю дома и за мной выбегает собака, я разворачиваюсь, и, грозя пальцем, говорю ей: «Даже не думай об этом!». Так же поступил и с собой. Мысленно обогнал самого себя, развернулся, и, пригрозив пальцем, строго сказал: «Даже не думай!». 


Еще одни часы. Эти попались мне в состоянии, когда демонстрировали не время, а пройденную в километрах дистанцию. Цифра 220 впечатляет. Припомнилось, как в детстве мы ездили к бабушке в село в 250 километрах от Киева. Это был другой мир, невероятно далекий. Чтобы добраться до него, нужно было ехать на жигулях четыре с четвертью часа. А тут уже 220 километров на велосипеде и двух ногах и еще не истекли 10 часов. 

Наконец финиш. Маршалы, тщательно следящие за каждым спортсменом, видят у меня четыре полоски и направляют к ратуше. Я поворачиваю, вижу финиш, впереди еще пара человек. На часах 9:48. И тут у меня возникло ощущение, что за спиной мгновенно выросли два крыла. Я ускоряюсь, успеваю обогнать этих двух человек и финиширую.
Признаюсь, перед гонкой я думал о том, как отпраздновать свой первый Ironman на финише. В голову приходили разные идеи: от скучного забежать задом наперед, до кувырков и даже колеса. Но в последний момент я решил не рисковать: а ну как что-то пойдет наперекосяк и вместо крутого экшена выйдет конфуз. Так что финишировал без акробатических трюков. 

А потом секунды счастья. IronMan из 10 часов на финише и я 63 в своей возрастной категории.
Мне все еще есть, куда расти. Чтобы квалифицироваться на чемпионат мира нужно снять с этого результата 25 минут.



P.S. Да, и если кому интересно, рвало меня и в этот раз. Буквально через пару минут после финиша, на массаже. Пришлось, правда, потерпеть. По обе стороны от массажного стола валялись сумки массажистов – не стал портить инвентарь.