вторник, 9 июля 2013 г.

Точка входа…



Свой первый официальный марафон я пробежал около семи лет назад. Это было давно, но я до сих пор помню все, вплоть до мелочей. Впрочем, эта детализация только усиливает эффект кино: картинка четкая и ясная, но все, что происходит, будто и не с тобой. Теперь, спустя годы, я точно знаю, что интересует каждого начинающего бегуна. Я знаю с чего начинать, как тренироваться, к чему стремиться и знаю даже, как найти точку входа. Да, как и о вреде курения, о пользе бега знает каждый здравомыслящий человек. Но решаются начать далеко не все. И сложность здесь заключается не столько в препятствиях, стоящих на пути, сколько в отсутствии мотивации. Того рычага, точки входа, который дает отмашку к старту чего-то нового. 

Для меня такой точкой, как ни странно, стало горе. Примерно в это же время семь лет назад я потерял близкого человека. Бег, который поначалу меня спасал, вскоре стал привычкой, а еще чуть позднее, я наложил на нее свое правило подходить к любому делу, как профессионал. Конечно, я мог начать пить, но я выбрал бег. Можно было бы найти утешение в легких наркотиках, но я выбрал бег. Можно было бы злоупотреблять чем-то покрепче, но я все же выбрал бег. Этот выбор помог мне найти потерянное состояние душевного баланса.  

По моим сегодняшним меркам бегал я сначала немного.  Я впервые начал пробегать кроссы по 18-20 километров, правда, редко чаще одного раза в неделю. В тот момент о беге я знал немного. Знал, что есть ноги, но совершенно не понимал, какая разница, во что их обувать, как бежать, как контролировать бег, где можно бежать, а где не стоит и почему так важно выезжать на старты. Все это пришло позднее: что-то со своим, а что-то и с чужим опытом.

Мне часто попадаются люди, которые, пряча глаза в пол, говорят, что бегают для себя. На что я неизменно отвечаю  им, что и сам бегаю исключительно для себя. Ни для мамы или папы, ни для детей, ни для вас, а только для себя. Но это совершенно не означает, что  нужно игнорировать спортивные состязания. Тренируясь, мы, так или иначе, стремимся к некому результату. Это касается любой сферы жизни. Потому очень важно иногда подводить черту, фиксируя свои достижения. В противном случае, проделанная работа не имеет смысла. Конечно, можно первый раз пробежать некую «соревновательную» дистанцию наедине с собой, как, например, сделал я. Но и этот вариант не совсем честный. Здесь вам не поймать стартового мандража, который может запросто «съесть» добрые 10% от результата, тут нет той колоссальной энергетики, которая царит во время старта крупного забега. В конце концов, сколько бы вы не пытались точно отмерить дистанцию, точнее, чем у аккредитованных судей IAAF у вас не выйдет. Да и своим результатом вы сможете гордиться только в собственной голове. Куда эффективней принять участие в официальном забеге. Вы ставите перед собой цель, которая вскоре превращается в самореализацию. Иначе есть риск превратить благое начинание в рутину. Во что-то вроде чистки зубов или похода в туалет. Да, и у этих занятий есть цель и результат, но границы их слишком размыты. 


Но я не думаю, что новичку стоит сразу ставить себе сверхвысокие планки и замахиваться на марафон. Сходу его довольно сложно пробежать психологически. Уже потом, после финиша, вы почувствуете, что  хотите бежать еще, совершенствуя свою технику и наращивая темп. Но  сначала нужно просто добежать до финишной ленты. Начать стоит с чего-то покороче, найти ближайший по времени проведения и географии расположения старт и пробежать его. Будет ли это пять километров, десять или полумарафон – большого значения не имеет.  Главное понять собственное ощущение бега, оценить свои возможности, примерить свой опыт на новые условия.  В таких дистанциях нет ничего страшного. Любой, мало-мальски подготовленный организм может переносить их без ущерба. Причем даже в больших количествах. Потому бегать надо как можно чаще, хоть каждые выходные.  Исключение составляют только люди с избыточным весом. В случае с бегом, избыточный вес не место для самообмана. Не стоит убеждать себя, стоя перед зеркалом, что у вас всего-то плюс 10 к норме, когда на самом деле там все плюс 15, а то и 20.  Чем больше лишнего, тем аккуратней стоит с соревнованиями. Лучше не пытаться ставить мировой рекорд на полумарафоне в первой же попытке, а подольше побегать  5 км. Но и затягивать тоже не стоит. Нет соревнований поблизости и возможности поехать на те, что дальше? Не беда. Поищите беговой клуб в своем городе или организуйте его на базе офиса, школы, института. Да и  тренироваться в компании гораздо веселее. 

Моим первым официальным марафоном стал Монако. Его я пробежал за 3:19 с небольшим. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это был очень неплохой результат. Особенно учитывая, что ему предшествовал лишь один месяц тренировок. Это был незабываемый старт. Ведь именно после него я понял, что буду бежать еще и еще. И хотя после него мне было очень тяжело, в чем вы можете убедиться по фотографиям, от марафона в Монако остались самые позитивные эмоции. Я помню, как километра за полтора до финиша одного испанца схватила судорога. Меня сильно испугала мысль, что такое может случиться и со мной. Единственное, что меня спасало, это вид стадиона, на котором уже был финиш. И я понимал, что это совсем близко. 


Первый марафон – это большой соблазн наделать кучу ошибок. Потому очень важно подготовиться к нему всесторонне, изучив опыт других. Многие новички начинают бежать дистанцию слишком быстро, тогда как первые десять километров нужно бежать на 75% «мощности». Поверьте, если вы пробежите их на 90%, или, того хуже, на 100% (а ведь есть и такие, кто бежит на 120), к финишу вы будете добираться пешим ходом. Но лучшего результата можно добиться, только если бежать всю дистанцию ровно, а еще лучше, как это делают профессионалы,  с ускорением во второй половине. Не стоит увлекаться плотным ужином накануне старта, злоупотреблять «тяжелой» пищей. Не забудьте на старт кепку, даже если все синоптики мира прогнозируют сплошную облачность. Особе внимание уделите обуви и ее размеру. Наукой доказано, что лого D&G скорости не прибавляет, а более эстетичная в кроссовках меньшего размера нога, никем, кроме производителей пластыря и мазей оценена не будет. Обязательно спите. Во время тренировочного процесса и накануне старта вам нужны полноценные  восемь часов сна. Если накануне забега поймали мандраж, мешающий уснуть – выпейте снотворного. Только не переусердствуйте, чтобы не заснуть на старте и принимайте его за 9-10 часов до старта. Утром запейте сладким чаем булочку с повидлом, но не вздумайте топтать яичницу, обильно смачивая ее крепким кофе. Не стоит увлекаться и сыром, творогом или сметаной – печень может напомнить о себе в самый неподходящий момент, часу эдак на третьем бега. Не бегите марафон в х/б майке, она впитывает очень много влаги, отвратительно сохнет и сильно натирает все, что только может натереть: соски, подмышки… Как бы вы не презирали химическую промышленность, сколько бы не ратовали за натуральность, бежать лучше в чистой синтетике. Нынче все ключевые спортивные компании шьют форму из ткани Dri Fit, которая хоть и испугает любую домохозяйку своей неестественностью, превосходно отводит влагу от кожи и эффективно ее испаряет.


PS. От маленьких кроссовок все же есть одна польза. Именно благодаря тому, что Монако я пробежал в кроссовках меньшего, чем нужно размера, теперь у меня есть своего рода памятник первому марафону. Как «почти новые», они продолжают  занимать место на полке, каждый раз напоминая мне о Монако и точке входа.