понедельник, 2 сентября 2013 г.

Бостон 2013...

Обычно фотографии с марафона приходят с задержкой. Уже дома, после забега, ты отбираешь понравившиеся снимки на сайте marathonphoto (я выбираю все), и ждешь посылку – фотографии печатают и отправляют почтой. И вот, недавно я  впервые посмотрел фотографии, вспомнив, каким был Бостонский марафон 2013. Главный марафон в моей жизни.


Субъективно, я воспринимаю бостонский марафон, как главный. Каждый марафон оставлял какие-то впечатления, но только после Бостона я понял, что именно он главный. Во-первых, потому что он был последним из тех, что я пробежал. Во-вторых, конечно, из-за событий, развернувшихся на финише. В цифрах Бостон 2013  - это без малого 40 тысяч стартовавших, 10 тысяч финишировавших, среди которых и мы с Валей,  около 100 пострадавших во время взрыва и больше 20 тысяч не финишировавших. А по ощущениям – это череда случайностей, вызывающих уйму вопросов. Почему вышло так, что мы поехали без детей? Почему взрыв прогремел на пятом часу, а не двадцатью минутами раньше, когда финишировала Валя. Почему я ушел за девять минут до взрыва? Ответов нет.  «Судьба», - говорю я себе. «Дякувати Богові, що все гаразд», - сказала Валина мама по телефону. Позднее мне пришлось услышать еще уйму мнений, вопросов, предположений и гипотез. Я рассказал эту историю, по меньшей мере, сотню раз. Вот еще один рассказ. Наверное, самый полный, учитывая, что я не ограничен в количестве символов, и самый взвешенный, учитывая, что со времени тех событий прошло уже несколько месяцев. 



Почему именно Бостон? После прошлогоднего Лондонского марафона – тогда я уже понимал, что буду заниматься триатлоном, - я искал для себя следующий марафон. Я сразу решил, что продолжу бегать марафоны иногда, просто, чтобы иметь базовую беговую подготовку для триатлона. После того, как я пробежал почти все (кроме Токийского) великие марафоны, маленькие мне были в принципе не интересны. То есть выбор сужался всего до пяти стартов. Я честно задал самому себе вопрос, куда бы мне хотелось вернуться. И незамедлительно получил ответ – в Бостон!  По организации они все одинаково хороши. Но вот по каким-то неосязаемым параметрам Бостон в лидерах с большим отрывом. Ощущение праздника, легендарности, культа, отношение к мероприятию города… По этим параметрам Бостон вне конкуренции. В пользу Бостона был и еще один фактор. В действительности попасть на старт Бостонского марафона не так просто. Для этого, как минимум, нужно иметь квалификационное время. И только в прошлом году, на марафоне в Вене, Валя отлично пробежала и имела необходимый для участия в Бостоне результат. 




По подготовке к марафону все было не слишком благополучно. По сути, я готовился к нему всего около месяца. И то для этого мне пришлось сильно урезать программу по плаванию и вело, Валя не готовилась вообще. Михас почти всю зиму болел, потом плохо спал. Валя постоянно не высыпалась, вечно пребывала в полуобморочном состоянии, и ей уж совсем было не до бега. Я даже предложил ей вообще не бежать. Написать письмо организаторам, приложив к нему справку, и попросить перенести регистрацию на будущий год. Но она твердо была настроена бежать. 

Мы решили детей с собой не брать. Маленькие еще слишком малы для непростого перелета, у больших были неотложные дела. Вита сдавала экзамены, Остап поехал на сборы. Поселились в той же гостинице, что и в 2008-м. 


Утром все как обычно: автобусы вывозят за город к месту старта участников, все четко и предельно просто. В смысле безопасности все снова же на высочайшем уровне. Огромное количество полиции, собаки, дельта форс.  Мы расстались только за 10 минут до старта. Я стартовал из первого корела, Валя из девятого. Бежалось мне не легко. Начал по 3,50, потом темп упал до 3,55, а затем  и вовсе до 3,40. Объективно я был готов примерно на 2:46-2:48. Это значит, что километр  мне нужно было бежать по 3,55 с небольшим. Примерно так и вышло, с оговоркой на уж очень сложный финальный отрезок. Добегал я уже на зубах. 

На финише людей было немного. До трех часов вообще финиш не очень плотный. Я отдышался, сходил к автобусу за своим пакетом – метрах в 500 от финиша. Переоделся прямо на земле, немного посидел, переживая приступы тошноты. В общем, и здесь, все как обычно. Единственное чем Бостон отличался от многих прочих марафонов, это то факт, что кроме меня еще бежала Валя. Немного отдохнув, я пошел встречать ее на финиш. По дороге набрал своего друга, спросил, какую последнюю отметку пробежала Валя. Он сообщил мне, что она пробежала 35-й километр за 3:05 и я высчитал, что в таком темпе она точно должна уложиться в четыре часа. На финише к тому времени было уже куча народу. Каждую секунду финишировало не меньше десяти человек. А еще прибавьте к ним огромное (тысячи человек) количество зрителей по обе стороны от трассы. Людей так много, что организаторы каждый год вынуждены натурально варить ограждения по месту и после мероприятия разрезать их автогеном. Но постоять в зоне финиша мне не удалось – саму линию я не пересекал, а в зоне за ней зевакам вовсе не были рады. Там место для медработников, готовых «откачать» финишеров и полиции. Стоило мне задержаться на пару минут, как рядом оказывался какой-то мужик, явно из «старших» и сгонял меня. Так, то и дело удирая от его бдительного ока, я дождался, когда на марафонские часы показали 4:00. Тот самый срок, который я установил для себя как крайний: по всем расчётам дальше ждать Валю смысла не было. Очевидно, я ее просто не заметил за своими хаотическими перемещениями в толпе финишировавших. И я побрел в сторону гостиницы. 

В номере я первым делом пошел в душ и уже выходя из него застал входящую в двери Валю. Я лег в постель и включил телевизор. И только в этот момент я понял, что что-то произошло. По телеку показывали картинку, снятую с вертолёта. Внизу суета, мигалки… Окончательно все стало ясно после первого прямого включения. Ведущий несколько раз повторил «4:09», которые просто отказывались укладываться в моей голове. За эти девять минут я только и успел, что дойти до гостиницы. Конечно, я ничего не слышал, потому что и хлопок был не слишком громким, и я к тому моменту был уже за углом. 


Я зашел на страницу в Facebook и опубликовал ссылку на картинку с сайта BBC, подписав ее: «За девять хвилин до вибуху пішов з місця подій». Мы отошли от марафона и пошли посмотреть своими глазами, что произошло. Кругом были военные, броневики. Все перекрыто, но очень спокойно. На каждом повороте спрашивали документы. На Бостон стрит и вовсе не пускали. Решили пойти в мой любимый стейкхаус. Это стало одним из ярчайших впечатлений тех событий. Внезапно картинка на экранах сменилась, и перед нами предстал президент США. Пока он говорил, в ресторане никто не проронил ни слова, а когда закончил – все, как один, аплодировали стоя.  

А потом начались интервью. Так вышло, что в Украине о Бостонских событиях узнали позже. Взрыв по местному времени произошел в 14:09, когда в Киеве было чуть больше девяти вечера. Все разошлись по домам и уснули. А проснулись, когда уже весь мир шумел о взрыве на Бостонском марафоне. Нам звонили по телефону, скайпу, присылали съемочные группы… Я как-то даже не ожидал, что вот так в одночасье можно стать ньюсмейкером.

Но по-настоящему я прочувствовал отношение американцев к этому событию днем позднее, в Нью-Йорке, куда мы переехали на поезде. Мы гуляли с моим другом по городу, иногда заходили в какие-то магазины. В одном из них, торгующем каким-то легкоатлетическим экипментом, пока я что-то рассматривал, он сказал продавцу: «Этот парень финишировал в Бостоне». В ответ тот посмотрел на меня, будто я только что вернулся с вьетнамской войны. А потом была встреча с журналистами прямо в аэропорту Киева, прямой эфир у Савика Шустера. 

Я, в силу своей политической апатичности, многих из тех, кто присутствовал в студии, не знал. Конечно, мне известны имена и лица ключевых политиков страны, но круг их весьма ограничен. Большинство из тех, кто в тот вечер сидел  у Савика, я не знал. Зато они были уверены, что их знают все, и вели себя соответствующим образом. Помню, что тогда мне пришла в голову мысль, что вся их желчь и злость, непреодолимое желание облить грязью оппонента, вне зависимости от того, что тот сказал, - все это от того, что они не бегают.  Примерно то же я могу сказать и о людях, которые сочиняют смешные версии о том, что все теракты, включая и этот, дело рук спецслужб. Правительство, дескать, таким образом, решает какие-то свои вопросы, что-то формирует и моделирует. Как по мне – полнейший бред.  

Но самое ужасное во всей этой истории для меня - осознание того факта, что каждый житель США постоянно пребывает в страхе. В этом смысле Украина - рай. Мы можем выйти погулять по городу, не опасаясь, что где-то взорвется бомба, что тебя украдут. Я вовсе не уверен, что дешевый бензин, которым славятся США, стоит  того, чтобы жить в постоянном страхе. Лично я предпочту платить по одному евро за литр, чем думать, когда и во имя какой идеи взорвется бомба. 

Мне тысячу раз задавали один и тот же вопрос, побегу ли я еще раз Бостонский марафон. Тогда я не был уверен в ответе на него. Но сейчас я точно знаю, что точно побегу. Возможно, даже в следующем году.